Только
постоянные столкновения противоречивых человеческих интересов, направленных на
одновременное достижение заведомо несовместимых между собой целей, еще в
глубокой древности вызвали необходимость правового регулирования общественных отношений.Вполне
возможно, что уже тогдавозникли первые ошибочные представления о праве как
наиболее действенном и эффективном инструменте совершенствования общественной и
экономической организации. В результате этих, ничем необоснованных представленийпостепенно
созрело и получило затемдостаточно широкое распространениеубеждение в том, что
одновременно с созданием некоего идеального или абсолютного правакачество
общественно-экономических отношений будет
доведено до законченного совершенства. В том или ином виде эти, основанные на
ошибочных представлениях, глубокие заблуждения, наряду с различными древними
суевериями и предрассудками,сохранились до настоящего времени.
Очевидно,
что право складывается из множества правовых ограничений, которые разделяют
совокупность всех общественных отношений на две части.В одной из них, представляющей
собой общее правовое пространство, существует полная правовая определенность общественных
отношений, исключающая возможность какой-либо деятельности, либо предписывающая
точный порядок действий. В другой части, представляющей собой общее внеправовое
пространство, существует полная правовая неопределенность общественных отношений
в виде никем и ничем неограниченной свободы действий, так как эта их часть
является невидимой для права. Разделяет различные части общественных отношений непрерывный
скачкообразный переход от их полной правовой неопределенности к их полной
правовой определенности и наоборот. Оказывается, что существуют всего лишь две
степени правовой определенности
общественных отношений: полная правовая неопределенность и полная правовая определенность.
Совокупность
всех общественных отношений, многие области которых являются независимыми друг
от друга, представляет собой достаточно сложное образование, поставить которому
в соответствие общее внеправовое пространство в целом является задачей практически
невозможной. Для ее упрощения следует рассматривать каждую область общественных
отношений в отдельности, а в случае возникновения такой необходимости– и ее отдельные
составные части. Продолжая, по мере надобности, продвигаться в этом направлении, мы дойдем донекоторых,
элементарных, не поддающихся дальнейшему делению, областей общественных
отношений, каждой из которых будет намного проще поставить в соответствие свое
элементарное внеправовое пространство.
Очевидно,
что общее внеправовое пространство образуется совокупностью всех элементарных
внеправовых пространств.
Очевидно,
что совокупность всех правовых ограничений, относящихся к некоторой
элементарной области общественных отношений, образует соответствующее ей единственное
элементарное внеправовое пространство. То есть,является обязательным соблюдение
принципа непрерывности внеправового пространства, в отличие от пространства
правового.
Очевидно,
что каждое правовое ограничение должно быть оптимальным, то есть, наиболее
целесообразным на данный момент времени.
Очевидно,
что если все правовые ограничения, относящиеся к некоторой элементарной области
общественных отношений, являются оптимальными, то они образуют соответствующее
ей оптимальное элементарное внеправовое пространство.
Очевидно,
что если все элементарные внеправовые пространства являются оптимальными,
то они образуютобщее оптимальное
внеправовое пространство.
Задача
в том и заключается, чтобы наиболее точно определить оптимальные значения всех
правовых ограничений и получитьтем самым наиболее точные положения образуемых
ими непрерывных скачкообразных переходов, каждый из которых должен быть либо
замкнутым, либо простираться в обе стороны в бесконечность. Только таким можно представить себе пресловутое
идеальное или абсолютное право, которое не допускает никаких разночтений в
случае возникновения необходимости дать правовую оценку действиямтого или иного
члена общества.
С
помощью права невозможно совершенствовать сложившуюся общественную и
экономическую организацию, так как право всего лишь сохраняет ее незыблемость
со всеми ее пороками и недостатками. Право само не подлежит совершенствованиюпо
причине невозможности совершенствования любого правового ограничения, которое можно
только устранить: либо частично,
либо
полностью. Само существование права является убедительным свидетельством
несовершенства сложившейся человеческой самоорганизации.Однако многочисленные изобретатели
в области права все еще намереваются усовершенствовать общественную и
экономическую организацию с помощью юридического крючкотворства.
Одни
из этих изобретателей усердно сооружают некую загадочную химеру в виде
идеального или абсолютного правового государства, которым может быть только
лишь такое чудовищноеобразование, как идеальная или абсолютная тоталитарная
диктатура, в наибольшей мере ограничивающая внеправовое пространство, вплоть до
предписания обязательного порядка действий, наиболее значительнымиправовыми
ограничениями. Общество, предоставляющее каждому человеку более широкую свободу
действий, должно быть менее правовым, в котором право образуетболее обширное
внеправовое пространство менее значительными правовыми ограничениями.
Следующая
разновидность изобретателей в области права настойчиво сочиняет идеальные или
абсолютныезаконы, долженствующие предоставить каждому человеку всевозможныенеограниченные
свободы. Между тем, происходящее из «Уложения о наказаниях», право в принципе
не может предоставлять никаких свобод. Именно и только без каких бы то ни былоправовых
ограничений человек будет наиболее свободным, осуществляя свою деятельность в
безграничном внеправовом пространстве, прибавить к которому что-нибудь еще не
будет никакой возможности. Только для того, чтобы неограниченная свобода каждого
не обернулась полномасштабным неуправляемым самопроизвольным процессом в
общественных и экономических отношениях, необходимы достаточные правовые
ограниченияи ничего более.
Еще
одна разновидность изобретателей в области
права представляет собой неугомонных правозащитников, требующихпредоставить
всем очень много и очень равных прав. В конечном счете, право – это власть.Только
власть имеет право совершать противоправные действия дляизмененияпределов
внеправового пространства, дополняя право новыми правовыми ограничениями или
устраняя избыточные.Каждый отдельный человек имеет только одни возможности
устраивать свою жизнь, действуя в пределах существующего внеправового
пространства,единственность которого будет означать равенство возможностей для
всех и ничего более.
Каждый
шаг человека к свободе происходил не в связи с праздным сочинением многочисленных
конституций, биллей и хартий, предоставляющих, якобы, каждому человеку всевозможные
права и свободы. Только последовательные устраненияизбыточных правовых
ограничений, каждое из которых (устранение) было обусловлено предшествовавшим
переходом к более качественной общественной и экономической организации,
постепенно раздвигали пределы внеправового пространства. Получается, однако,
что возможен еще один случай идеального правового регулирования общественных и
экономических отношений, которым может быть абсолютное отсутствие каких бы то
ни было правовых ограничений, исключающий в то же самое время возможностьвозникновения
полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса. Понятно, что этот случай будет всего лишь следствием
перехода к некоторойидеальной общественной и экономической организации,
которая, рассматриваемая в качестве конечной цели общественного развития, едва
ли будет достижимой, а рассматриваемая в качестве направленияпроцесса совершенствования
общества, будет единственно приемлемой. То есть, каждый переход к более
качественной общественной и экономической организациибудет превращать некоторые
правовые ограничения в избыточные, а все общественные и экономические отношения
будут все в большей мере являться результатом самодеятельности членов общества
ивсе в меньшей мере определяться правовыми нормами. Вот это и будет неправовое
общество, в котором наиболее обширное внеправовое пространство будет
предоставлятьвсем наибольшую свободу действий. Вот это и будет общество равных
возможностей, в котором все осуществляют свою деятельность в единственном внеправовом
пространстве. Вот это и будет гражданское общество, в котором каждый, действуя
ради своего блага,не ограничивает при этом возможности каждого из остальных. Вот
это и будет открытое общество, в котором каждомубудет понятна приемлемость
действий любого другого.В конечном счете, право, правосудие, правоохранительные
органы, исправительные учреждения вместе с клятвой и честным словом изначально придумали
жулики и только жуликам все это надо. Вот и приехали! Оказывается, чтобы более
правильно жить, действительно, надобно жить не по законам. Житьнадобно
по понятиям!
Таким
образом, дальнейшее совершенствование человеческой самоорганизации является самостоятельной,
не зависящей от правового регулирования общественных и экономических отношений,
задачей.
В.Я. Мач
|