Уютно ли чувствуют себя пловцы-спортсмены Шумерли в бассейне ФСК «Олимп», построенного на месте спиленного креста на освященной под церковь земли?
В позапрошлом номере 4(28) газеты «Взятка» была напечатана статья «Разложение епархии, или Хазарское иудея-левитское пленение Чувашии», где поднимались острые проблемы существования Чебоксарско-Чувашской епархии Русской православной церкви. Она вызвала немало откликов, так как обычно внутренняя жизнедеятельность епархии проистекает вдали от людских глаз, тем более под сенью Божьего имени и многое остается в тени. Эта статья помогла приподнять завесу над многими происходящими явлениями. Сегодня мы предлагаем читателям отклик на данную статью. В ней рассказ из жизни верующих из города Шумерля нашей республики. …Город Шумерля, улица Ленина, дом № 17 "б". Здесь расположено Муниципальное автономное учреждение города Шумерля "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Олимп". «Современный ритм человеческой жизни очень не прост. Множество проблем присуще каждому человеку: учеба, работа (которая не всегда по душе), финансовые проблемы, стрессы. Все это не дает возможности расслабиться и восстановить силы, хотя для восстановления иногда бывает достаточно на какое-то время сменить обстановку, оказаться в месте, где внимание сосредоточено только на себе… Одним словом, найти то, что позволило бы нам полноценно расслабиться, весьма не просто. Плавательный бассейн – идеально подходящее для решения указанной задачи место! В бассейне забывается практически обо всех стрессах, в течение 45 минут можно наслаждаться свободным плаванием, принимая во внимание тот факт, что вода прекрасно снимает с человека всю негативную энергию и дает только положительные эмоции…» - рекламирует сайт города. Тут же прейскурант: «Стоимость разового посещения для взрослых: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00 - 60 руб.; понедельник-пятница с 17.00 до закрытия - 90 руб.» По остальным то же самое: каратэ… аэробика… спортивный танец… танец живота… йога… бильярд…» Но знают ли сии пловцы и живототанцовщицы, что этот спорткомплекс стоит на выкупленной и освященной для строительства Храма Иверской иконы Божьей матери земле и освященный крест каким-то безбожником был просто-напросто спилен? И притом в результате не божеских, а земных промыслов, были уведены деньги, выделенные на строительство этого храма? …Галина Александровна Алаева – коренная шумерлинка. Живет теперь одна. Мать и сестру похоронила. Племянник в первопрестольной. Сейчас не работает - ей уже 70 лет. Всю жизнь проработала во Всесоюзном проектно-конструкторском институте мебели. Инженером. Она с матерью и другими товарками были инициаторами строительства первой церкви преподобного Серафима Саровского. Лично сама не раз выезжала в Москву пробивать разрешение. Ну сегодняшний рассказ… о второй церкви. Так как Галина Александровна теперь в первую церковь не ходит, давайте и мы перепрыгнем временно эту ситуацию, но с твердым обещанием в следующем рассказе вернуться и к ней. - Приехал как-то кто-то еще при советской власти из Загорска в Каменку, - вспоминает Галина Александровна. - Было задание некой Галине с Александрой - построить в Шумерле 3 церкви: преподобного Серафима Саровского, Иверской иконы Божьей матери и Целителя Пантелеймона. И этот груз лег на плечи Дударевой Александры Михайловны и на мою. -И вы от всех болезней освободитесь, - предрекли нам. – Ну, думаю, когда построим 3 церкви, значит, нам каюк. Опыт у нас есть. Первую церковь построили. Теперь задумали вторую открыть. Нужны деньги. Прошло некоторое время, как мы решились открыть храм Иверской иконы Божьей матери – узнаю, что Святослав Федоров в Чеьоксары приезжает. И мы поехали к нему. Его помощник Эмиль Алексеевич Ургалкин говорит: - Он сейчас прилетит. Вы к нему не подходите, пожалуйста. Он сейчас на лекцию пойдет, его нельзя тревожить. -А как нам быть? -Сейчас мы пойдем его встречать в аэропорт, по дороге попробую сказать. -Пожалуйста, если можно. Вернулись. С.Федоров пошел на лекцию. Я спрашиваю заместителя: -Ну как разговор? -Он дорогой сказал директору филиала Микрохирургии глаза, чтобы перечислить вам 500 тысяч рублей (по-моему, уже не миллионы?). Велел, пусть открывают счет. После этого пошли в архиепископу Варнаве благословение просить на вторую церковь. -А откуда вы деньги возьмете? Я ведь не дам. У меня нету… -А нам дают, - говорю. -Хто? -Святослав Николаевич! 4 дня прошло. Приезжаем со счетом. А Эмиль Алексеевич Ургалкин говорит: -А ваши деньги взяли! -Кто? -Ваш. Архиепископ. Пошла к нему. -Говорят, Вы наши деньги взяли. Я не для Чебоксар выспрашивал. Для Шумерли. У вас тут населения хватает, предостаточно. -Я не брал! -Ну Бог Вам судья! Я уехала. Начали оформлять землю. Нам не дают. Пошла к Короткову, Александру, кажется. Одногодки. -Ой, не должен я говорить, знаешь, что он говорит про Вас… -Знаю, я ему говорю. -Он мне еще говорит: отказывать не отказывай, но и давать не давай! Отказывал, отказывал Коротков, но, в конце концов, дал землю – где нынешний спортзал (физкультурно-спортивный комплекс «Олимп». – «Взятка»). Надо ехать регистрироваться в юстицию (в Министерство Юстиции ЧР. – «Взятка»). Варнава нашим Устава не дает. Помощница, девчушка, плачет, но не дает – не велено, говорит. Потом мужчина стал помощником, Григорий, кажется. Возмущается своим хозяином – как можно так? Но ничем помочь не может. Поехала сама. Мне не отказывает. Получила Устав. Свидетельство о государственной регшистрации религиозной организации. Проект разработали. Паспорт. Теперь землю осветить надо. Поехала к Варнаве. -Я не поеду! У вас народ плохой. Они убьют меня. А сзади у него в углу Спаситель. Большой. -А его не боишься? – Говорю. – А человечка боишься… -Бери кого хочешь, освещай! Привезла священника, осветили. Крест поставили. Большой, хороший. День в день простоял этот крест! И у нас его… спилили. Думаю, татары не могут… Кто спилил? Поехал к Алатырскому Иерониму, о котором писали в газете «Взятка». -А архиерей согласен? Он, видимо, знать-то все знает, но ничего не может ответить. Все время: -А архиерей согласен? Взяла протокол. Подписанный архиепископом, показала. Он, видимо, поехал к Варнаве, сказал ему, ты же сам подписал, они, видимо, разругались, вернулся обратно злой. -Не буду тебя принимать! Я смеюсь. -Ты почему к нему сама не едешь? -Ты что, батюшка? Ты вот, такой мужчина, такой большой – от него дорогой ехал, вечер прошел, ночь прошла, литургия прошла – и все не можешь отойти! А я как к нему поеду – метр с кепкой? Крест спилили. Деньги увели. Строительстьво затянулось. Однажды ко мне архитектор города Вера Васильевна Федорова пришла: -Галина Александровна, мы хотим на месте храма спортивный комплекс поставить… -Первую-то церковь сама же подписывала. Вторую зачеркнула… Нет у тебя добра то, не осталось ни грамма… Ну, раз уж все-таки душа болит, съездите к церковному начальству. Пусть они посмеют отдать землю… Видимо, съездили к Варнаве. Как объяснял ему Владислав Матвеевич Садырга – не знаю, вскоре в шумерлинской общественно-политической газете «Вперед» появилось сообщение: «На строительство спорткомплекса получено благословение 6 февраля (2006 года) настоятель храма преподобного Серафима Саровского протоиерей Владимир совершил обряд освещения закладки физкультурно-оздоровительного комплекса, который будет возведен по улице Ленина, недалеко от дома детского творчества. Четырехэтажное здание включает в себя универсальный спортивный зал, плавательный бассейн и другие сооружения. При строительстве комплекса согласно проекту должны использоваться и металлоконструкции, и кирпичная кладка. Церемонии освящения приняли участие глава города Шумерли В.М.Садырга, начальник отдела оздоровления населения, физической культуры и спорта С.В.Мельников, заместитель начальника отдела строительства и архитектуры администрации города – главный архитектор В.В.Федорова и представители общественности. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава дал благословение на строительство всего комплекса и обустройство в одном из помещений здания молельной комнаты. Л.Саерова. («Вперед», №15-16 (9701-02) за 11.02.2006 г.» -Я спросила священника церкви преподобного Серафима Саровского отца Владимира (Ильина), сына порецкого священника Владимира, который освящал закладной камень: -Это ты что ли камень под спорткомплекс освящал? -Меня куда пошлют – туда и пойду. -А в огонь пошлют – пойдешь? – ответила я ему. Его отец – порецкий священник Владимир, когда мы начали ходатайства по открытию первой церкви – преподобного Серафима Саровского, постоянно ходил по инстанциям и требовал запретить открытие этой церкви. А как мы открыли, он своего сына сюда и устроил… Сидела, вот, с этой газетой «Вперед», сидела, сидела… и начала писать. Смотрю: «Батюшки, Галька, ты как Пушкин стала!»: За нашу скорби, сверху к нам Был голос Иверской иконы Божьей матери построить храм. С таким вопросом мы к нему Пошли к митрополиту своему. -На ваш вопрос скажу я вам: На стройку денег вам не дам! Мы сами деньги сколотили И земельку искупили. Земельку осветив Крест большой установили. Не должны мы вам писать – только страшно погибать! Коммунистов мы просили – Строить храм нам разрешили. Но идет митрополит И строить храм нам не велит. Задумал всех он удивить И дикий пляж установить: -Нам не нужен Божий храм, Поведу всех в тарарам… Господи, ты нас помилуй, Господи, ты нас прости! Помоги же ты, нам, Боже, Крест тяжелый донести. Люди добрые, простите И от ада нас спасите!
Это стихотворение и документы запечатала и Патриарху Алексию послала. Слыхала я потихонечку, что Патриарх собирал Синод. Но 4 ноября он служил, а 5-го ноября его не стало. По ленинградскому радио втихаря было сказано, что его убили.
Когда С.Федоров нам деньги-то выделил и их у нас отобрал Варнава, мне все говорили: съезди в Москву, пусть С.Федоров спросит у Варнавы, куда деньги израсходованы? Видимо, слухи доходят. С.Федорова взорвали. Харчев Константин Михайлович, в Москве, дал нам разрешение на церковь, первую. И вдруг про него выходит статья – «Святой Константин». Будто ему Маргарет Тэтчер дала деньги, чтобы разрешения давал на строительство церквей. Его перевели в Египет, послом. Отсюда подальше. Какой высокий Варнава! Мы в Шумерле купили землю под церковь Иверской иконы Божьей матери. А Варнава продал эту землю. А так он не отдаст землю под спорткомплекс. Так никто землю не дает! …Когда уже заканчивал этот материал, в интернете наткнулся на материал в шумерлинской газете «Вперед» от 1 августа 2009 года, где сообщалось… о планах на строительство церкви. Нет, не Иверской иконы Божьей матери. А Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Инициатором идеи строительства храма высупил священник Димитрий Нестеренко. Корреспондент городской газеты интересовался - чем вызвана необходимость открытия в нашем небольшом городке еще одного храма, неужели церковь Серафима Саровского не удовлетворяет потребностей православных шумерлинцев? И получил ответ: - То, что в Шумерле есть церковь, очень хорошо, но строилась она в конце 80-ых – трудное для возведения православных храмов время, почему она оказалась на окраине города. Православный храм все-таки должен быть поближе к людям, поскольку он для них является вторым домом, по крайней мере, должен являться таковым. Вместе с тем, православный храм является важным эстетическим элементом, архитектурным шедевром, пусть небольшим, но украшающим город. Он является важным этическим элементом, облагораживающим, вдохновляющим душу человека. Нагрузка у имеющегося в городе храма очень большая, и не всегда мы можем своевременно удовлетворять духовные запросы общества. Идея строительства нового храма вынашивалась давно, с момента назначения меня в Шумерлю после окончания Санкт-Петербургской духовной семинарии в 2005 году. Реализовать идею сразу было сложно, поскольку моё обучение продолжилось в Духовной академии, в это же время я проходил и по сей день прохожу службу рядового священника в храме преподобного Серафима Саровского. Эти и другие заботы плотно заполняли график рабочего дня. Надо было познакомиться с городом, узнать его потребности, интересы. В беседах с отдельными людьми идея строительства нового храма и организация духовно-просветительской деятельности встречала одобрение. Возможно, что именно сейчас назрел момент для всеобщего обсуждения этой темы. Кроме этого, основная деятельность храма преподобного Серафима Саровского – богослужебная. В деятельности же нового прихода богослужениям будут отведены воскресные и праздничные дни. Остальные дни будут посвящены социальной и духовно-просветительской деятельности.
Являясь в данное время клириком храма преподобного Серафима Саровского, я могу свидетельствовать о необходимости постройки еще одного, а может быть, и двух храмов в нашем городе, о расширении штата священнослужителей и людей, имеющих некоторое богословское образование. В этом вопросе нас поддержал и настоятель храма преподобного Серафима Саровского протоиерей Владимир и Высокопреосвященнейший Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский, а также представители администрации города и общественности. И у газеты «Взятка» после прочтения данного интервью появились вопросы, самый нейтральный из них: а как же с храмом Иверской иконы Божьей матери? А если по-честному, хочется спросить: а не заблудилсь ли отцы чувашской епархии среди 3-х храмов?
Аполлинарий ТИХОНОВ.
На нижнем фото вот так рассекает по трассе Варнава. К сожалению автор фотоснимка нам не известен. Зачем Варнаве мигалка- быть подальше от паствы и быть поближе к Богу? И обратите внимание на номер авто.