Вторник, 19.03.2024, 13:25
КОРРУПЦИЯ, ЧУВАШИЯ. ЗА ЗАКОННОСТЬ И ПОРЯДОК
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Block title
Мир и Политика
Нет коррупции!
Из дневника
[28.12.2019]
Профессионально некомпетентный глава (0)
[14.03.2019]
Коррупция как система: кто набивает карманы и как это остановить (0)
[27.11.2018]
За ваши и наши налоги. Кто кому должен в отношениях российского общества и государства (0)
[29.08.2017]
Почему российские судьи не выносят оправдательных приговоров (0)
[17.08.2017]
Страшные люди, которые нами правят (0)
[13.02.2017]
Как устроена экономика тюремной системы России (0)
[07.12.2016]
Срок за блог. Как защитить право говорить то, что думаешь (0)
[05.12.2016]
Карточный домик. Что архитектура говорит о власти (0)
The moscow-post
Известия
 Дневник
Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Карточный домик. Что архитектура говорит о власти
21:16
Карточный домик. Что архитектура говорит о власти

завьялов, навальный

Дом, принадлежащий согласно расследованию Алексея Навального, заместителю гендиректора «Ростехнологий» Игорю Завьялову. Фото: corrupcia.net

У современной России, не в пример Советскому Союзу, нет своего архитектурного стиля. Кажется, Владимир Путин даже слова «архитектура» в официальных речах никогда не произносил. Сейчас готовится президентская программа по обустройству городов, где основной акцент, кажется, будет сделан на уличных фонарях, скамейках, детских площадках и пандусах для инвалидов. Ни намека на здания.
Новые усадьбы

Однако свет на архитектурные предпочтения российской элиты проливают разоблачения их частной собственности – домов и дач. Благодаря журналистам и Фонду борьбы с коррупцией Алексея Навального мы теперь знаем, как выглядят дома Вячеслава Володина, Сергея Шойгу, братьев Ротенбергов, Игоря Сечина и многих других, вероятно, даже Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Все это, разумеется, только предположения, достоверность доказательств мы оставим на совести разоблачителей, но чтобы сделать определенные выводы, материала достаточно.

ростех, чемезов, навальный, газета взятка

 

Дом, принадлежащий, согласно расследованию Алексея Навального, главе «Ростеха» Сергею Чемезову. Фото: corrupcia.net

Дома построены явно разными авторами и в разном стиле, но все они так или иначе обыгрывают мотивы традиционной архитектуры – той, что была современной примерно до 1920-х годов. Братья Ротенберги и губернатор Самарской области Меркушкин оглядывались на французское XVIII столетие. Для Якунина и Чемезова зодчие к американскому вернакулярному стилю добавили помпезных деталей вроде орнаментированных оград балконов. Дача Вячеслава Володина явно строилась с оглядкой на классицизм – возможно, Таврический дворец в Петербурге, – хотя в итоге оказалась и не особенно на него похожа. Дмитрий Медведев лишний раз утвердился в прогрессивном имидже: усадьба Миловка, где он по слухам отдыхает – настоящее историческое здание, так что, вернув его к жизни, премьер-министр совершил скорее благовидный поступок. Все бы так.

якунин, навальный, архитектура

Дом, принадлежащий, согласно расследованию Алексея Навального, Владимиру Якунину.

Фото: corrupcia.net

Шойгу выступил оригиналом и соорудил себе дом в традиционном азиатском стиле – с большими окнами, сплошной верандой и изогнутыми крышами. Особняк Игоря Сечина в Барвихе напоминает отдаленно средневековый замок из сказочного мультика. Резиденция под Геленджиком, которую называли «дворцом Путина», – настоящая ода неоклассической архитектуре: тут не пожалели ни колонн, ни ниш со скульптурами, ни наличников. Правда, архитектор явно перестарался, и общее впечатление складывается гротескное.

Первая реакция на эту стилистику простая: «ну, конечно, духовные скрепы, мракобесие, автократия». Однако не стоит спешить.

Дворцы и пирамиды

Судить о характере власти по архитектуре – занимательная головоломка, в которой далеко не все примитивно и просто. У нас есть на этот счет, пожалуй, только одна прочная ассоциация, между традиционалистскими стилями 1930-х годов и тоталитаризмом. Образы широких проспектов, по бокам которых стоят крупные здания, выразительно украшенные элементами античного ордера, прочно связаны в нашем сознании с бесчеловечными формами правления. Хотя, если разобраться, то окажется, что и вполне демократичная власть может создавать нечто подобное, а диктаторы, наоборот, могут быть крайне прогрессивны.

Изначально, на заре нашей цивилизации, связь между архитектурой и властью была очень крепкой и простой. Фараоны Древнего Египта могли позволить себе пирамиды только благодаря тому, что могли неограниченно распоряжаться жизнями и трудом своих подданных. Когда сложилось сильное сословие жрецов, пришлось строить более скромные и демократичные храмовые комплексы. Дворец правителя в древних городах Междуречья – Эриду или Уруке – и символ, и функциональный инструмент единоначалия. Более того, само по себе появление городов стало возможным только благодаря тому, что в обществе сложилась жесткая иерархия.

Однако довольно быстро схема «единоначалие – гигантские постройки» стала усложняться, архитектура со временем становилась все более и более тонким инструментом для выражения ценностных установок. Вспомним, например, как разительно Летний дворец Петра I отличается от Версаля – он просто смехотворен на его фоне. Но даже Людовику XIV было не представить себе той полноты власти, которой обладал первый российский император. Скромный размер собственного жилища в данном случае свидетельствует вовсе не о дефиците возможностей, а об определенном отношении к жизни, демонстративной скромности, которая в подданных вселяла только больших страх. Петр одним своим решением заложил Петербург – проект, который реализовать в Европе по решению одного человека было бы в это время уже невозможно.

Фрески для себя

Архитектурные предпочтения президентов, министров, королей и канцлеров сегодня являются до известной степени их личным делом. От этого, впрочем, они стали только более занимательны. Поскольку эти резиденции теперь не вполне официальные, то в них предпочтения, амбиции и система ценностей проявляются гораздо ярче. Вот, скажем, во дворце Саддама Хуссейна в свое время обнаружили эротические фрески со сценами насилия в стиле фэнтези. Кто бы стал заказывать что-то подобное официально? Для публики Саддам занимался реконструкцией шумерского города Урук.

Однако эти же фрески лучше любых сотен страниц аналитики демонстрируют, насколько Саддам был непредсказуем, опасен и с большой вероятностью психически неуравновешен. Представьте себе обычного человека, который заказывает себе подобные изображения для интерьера.

В свое время отец нынешнего сирийского президента Хафез Асад заказал свою резиденцию иконе японской архитектуры Кензо Танге, автору мемориала в Хиросиме и отцу-основателю метаболизма в архитектуре. Метаболисты верили, ни много ни мало, в динамичную архитектуру, которая была бы способна меняться со временем. Казалось бы, не слишком основательно для такого серьезного человека, бессменно правившего страной 30 лет. Разгадка кроется в том, что Танге умел совмещать современный подход с монументализмом, визуальным ощущением незыблемости. Выбор Асада, довольно смелый и неожиданный для Сирии 1970-х годов, показывает, что он видел свою роль как жизнестроительную и, по крайней мере, в своем воображении прокладывал дорогу в будущее.

Новоизбранный президент США Дональд Трамп тоже оставил свой след в архитектуре. Собственно, это является одним из пунктов обвинений, предъявляемых Трампу прогрессивной общественностью. В качестве девелопера он построил десятки небоскребов по всему миру. Все они одинаково банальны, что по современным меркам равносильно плохому вкусу, и почти на каждом крупными буквами написана фамилия Трампа. Апофеоз – казино «Тадж Махал» в Атлантик Сити, вполне стандартная для Америки пародия на историческую архитектуру. Адекватной российской параллелью ей послужил бы стиль лужковской Москвы, где карикатурные представления о старине смешались с жадностью до квадратных метров. Появилось даже пренебрежительное словечко «трампитектура».

Тут несложно представить себе не только систему ценностей, но и психологический портрет. Трамп, с одной стороны, предается самолюбованию, почти нарциссизму, а, с другой – совсем не стремится понравиться окружающим. У него нет сложных амбиций, вроде того чтобы создать шедевр или быть большим гуманистом. Заметим, он ни разу не обратился к архитектору с именем, что можно расценивать как недалекость, а можно – как самодостаточность. Будь проще – и народ потянется, говорят нам его многочисленные башни в Нью-Йорке, Чикаго, Гаване, Торонто, Майами и Стамбуле. И еще они, конечно, говорят: «хочу и буду». Важно даже не то, что Трамп строит некрасиво. Принципиально, что он не собирается ни извиняться, ни исправляться. Дональд Трамп, вне всякого сомнения – человек из 1980-х годов, когда золото в интерьере не считалось зазорным, как и тонированное стекло на фасаде. Можно подумать, что он глуп и не заметил, что мир стал другим, границы плохого вкуса сузились, а демонстрация набора гуманистических взглядов стала частью повседневного этикета для публичного человека. Но можно предположить, что в кажущейся нам сейчас примитивной логике «хочу и буду» он просто дождался своего часа, не стал подстраиваться и поэтому – тоже вполне в логике 1980-х – победил.

Тяга к прекрасному

Так что же российские элиты и их дачи? Может, и правда скучают по сталинским временам или по империи? Хотят опереться на историю, хоть Европы, хоть России, хоть Азии? Скорее всего, ни то и ни другое. Такая псевдоисторическая архитектура, довольно неумело стилизованная, вообще едва ли несет на себе отпечаток взвешенных убеждений и предпочтений. Подражательный историзм в архитектуре встречается чаще всего в двух случаях. Больше всего он популярен в индустрии развлечений и торговле: стилизации под средневековые замки и неоклассические особняки часто обнаружишь в Диснейленде или гигантском торговом квартале-аутлете в пригороде. Другая область применения стилизаций, сегодня, как и во все времена, – это дома нуворишей, для которых представления о роскоши складываются из детских сказок и школьных учебников. Спроси прохожего на улице, какая архитектура кажется ему красивой? Он назовет обязательно старые императорские резиденции, кто-то был в Италии и вспомнит Венецию или Рим. А что в них такого? Ну колонны, штукатурка, камень, портики изящные.

Историзм за редким исключением – это стандартный интуитивный, плохо осознаваемый выбор современного потребителя. Российские элиты – несомненно, тот самый случай. На это указывает хотя бы то, что ни одна дача не попадает точно в стиль, и ни одна не выглядит по-настоящему убедительно. Это и не копия, и не пародия, а именно что собирательный образ, где огромную роль играет бытовая случайность. На рококо похоже, потому что хозяину нравится, видимо, где-то под Парижем или под Веной. Этажей много – потому что хочется места побольше. Стекла прозрачные, чтобы было светлее. Окна на крыше – ну, и света, больше, опять же, и необычно. Или вот построим с куполом дачу? Для государственного-то деятеля? Построим, конечно, но поставим в угол участка, чтобы удобнее было. Так и получаются эти странные, ни на что не похожие, с трудом поддающиеся описанию строения. Тут не то чтобы не удалось собрать цельную картину, а и картины-то никакой не было, были только обрывочные представления о красоте и роскоши.

Как пела забытая теперь певица Алена Апина в начале 1990-х годов, «я его слепила из того, что было». Рифма с государственной идеологией очевидна: она собрана более или менее из тех же компонентов: денег, смутных представлений об исторических корнях, необходимости хоть что-то предпринимать и внушительной доли хаоса. Наши властители и лица, их окружающие, никогда ведь не были по-настоящему готовы к тому, что они займут то место, которое занимают сейчас. Ясным убеждениям, настоящим мечтам некогда было сформироваться. Каждый следующий шаг – тактический. И если в итоге получается что-то, похожее на тоталитаризм, то это, скорее всего, просто случайность.

    Мария Элькина, архитектурный критик

Оригинал

 

Просмотров: 3079 | Добавил: Антикоррупционер | Теги: Архитектура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Kozhevnikov © 2024
Вход
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:13:25

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Мы в контакте
Радио СВОБОДА
Yandex новости
Статистика
Анализ сайта онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Используются технологии uCoz