В свежем номере газеты "справоросов" в Чувашии (№16 (100) октябрь 2013 г.) увидел свет материал, который связан с газетой "Взятка" и эта тема обсуждается на мировом уровне. Приводим статью полностью. На даный момент редакция газеты "Взятка" подала заявление в ФСБ на прокурора Моргаушского района в подозрении о подлоге по данному делу. А 18 ноября 2013 года на 14 часов 30 минут назначено к рассмотрению
заявление главного редактора газеты "Взятка" о пересмотре по новым и
вновь открывшимся обстоятельствам апелляционного определения судебной
коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 25
июля 2012 года по гражданскому делу по заявлению прокурора
Моргаушского района Чувашской Республики в защиту интересов Российской
Федерации о признании материалов экстремистскими.
В республике и за ее пределами растет движение за возрождение национального самосознания чувашского народа. Как известно, в природе и в обществе ничто не появляется случайно. Так почему же национальное движение усиливается именно сейчас? Что и кто тому причиной? На эти вопросы пытается ответить автор серии публицистических статей. Сегодня газета публикует первую из них.
1. КОМУ НУЖЕН ЭКСТРЕМИЗМ В ЧУВАШИИ
Завершился многомесячный судебный процесс в Моргаушах по обвинению сотрудника газеты «Взятка» Илли Иванова в разжигании национальной розни (п. 1 ст. 282 УК РФ). Журналиста наказали, но тут же от наказания освободили в связи с истечением срока давности. Но осталась судимость. Остался и жупел для других журналистов.
Язык до суда доведет
Весь сыр-бор разгорелся вокруг статьи некоего Алексея Кудрина «Покажи мне твой язык, и я скажу – кто ты», опубликованной в газете «Взятка» (№ 5(29) от 04.05.2011 г.). Реальным автором статьи назвал себя редактор издания, но следствие и суд приписали авторство Иванову. Следствие оценило материал как экстремистский, суд такое определение подтвердил. Вообще, «Взятка» - газета скандальная, да и название материала корявое. Но статья, без сомнения, выстрадана болеющим за судьбу родного народа человеком. И уж точно нет в ней никакого экстремизма. Мне довелось по просьбе защиты сделать по этому материалу заключение специалиста для представления в суд, потому я очень внимательно изучил его и могу это утверждать смело. Чтобы нашим читателям было понятно, о чем речь, напомню предысторию. 28 апреля 2011 года на 38-й сессии Государственного Совета ЧР 4-го созыва выступил президент ЧНК Г. Архипов. Я на этой сессии присутствовал. Архипов говорил на чувашском языке. Депутат И. Моляков потребовал перевода выступления на русский, как это предусмотрено Регламентом парламента. Однако вместо обеспечения перевода спикер М. Михайловский вступил с ним в перепалку и заявил, что «в республике основной язык – чувашский, а уже потом русский идет». Думается, он сказал так, чтобы как-то оправдать несоблюдение Регламента. При этом назидательно высказался в том смысле, что, дескать, чувашский – язык государственный, и его следовало бы знать депутатам, долго живущим в республике. Но, как видим, в запальчивости выразился некорректно, как бы поставив на первое место чувашский язык, хотя по Конституции ЧР оба государственных языка – и русский, и чувашский - в республике должны быть равны. В то время уже разгорался конфликт (который сейчас продолжается с новой силой) между командами нового президента (ныне - главы) ЧР и его предшественника. Выступавшее тогда на стороне экс-президента ИА REGNUM распространило едкий комментарий по поводу не удачного высказывания спикера и обвинило его и весь Госсовет, а также членов правительства и администрацию главы ЧР, по сути, в чувашском шовинизме. В том же духе высказались некоторые СМИ и общественные организации, кто-то, говорят, даже обратился в УФСБ по Чувашии с просьбой принять меры. Шовинисты еще не весь народ
Понятно, что говорить о дискриминации русских в Чувашии просто смешно. Для этого нет ну никаких оснований. Поэтому некоторые СМИ и отдельные журналисты ввязались в дискуссию с теми, кто на пустом месте пытался создать в республике конфликтную ситуацию на националистической почве. В их числе – газета «Взятка» с вышеназванной статьей. Автор, выражая свое мнение, пришел к выводу, что в Чувашской Республике ущемляется отнюдь не русский, а родной чувашский язык. На мой взгляд, к сожалению, с этим приходится согласиться. В доказательство можно привести множество примеров. Здесь же лишь добавим, что тревожная ситуация с нашим языком волнует не только общественность республики. Так, ЮНЕСКО в опубликованном 19.02.2009 года «Атласе языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», в число исчезающих включило и чувашский язык. Видимо, потому следствие придраться к высказыванию о дискриминации чувашского языка не посмело. Однако оно стало утверждать, что автор призывает, ни много ни мало, к борьбе против русского народа. Не секрет, что в России в последние годы начинают поднимать голову русские националисты, многих из них, на мой взгляд, можно считать и шовинистами. Лозунг «Россия для русских!» произносится не только в толпе уличных националистов, он стал даже девизом некоторых политических партий (ЛДПР) и политических деятелей (Навальный). Вообще, прослойка шовинистов имеется у всех больших и не очень народов. В 30-40 годы прошлого века на почве шовинизма в Германии расцвел фашизм, который привел человечество к всемирной катастрофе. Правда, даже тогда нормальные люди не отождествляли германский фашизм со всем немецким народом. В статье «Покажи мне свой язык…» автор говорит именно о прослойке шовинистов. Одновременно предостерегает и от того, чтобы из-за этого у чувашей не сложилось негативное отношение ко всему русскому народу. «Подумать – действительно страшно становится. За великий русский народ. За великую русскую культуру. За то, что их представляет вот это самая… шелушень». Эти слова автора – наглядное тому свидетельство. Не знаю, кем надо быть, чтобы высказывания против шовинистов преподнести как высказывания против всего народа.
Что за Канашом
Надо признать, сегодня даже среди чувашей немало людей, считающих, что учить родной язык необязательно. Дескать, с ним уже за пределами Канаша нечего делать. И неудивительно, что чувашский все меньше используется как язык воспитания в детских дошкольных учреждениях, да и как язык обучения используется лишь частично. Родители в большинстве своем этому не противятся. Даже в центрах чувашских районов родной язык передается младшему поколению только в одном случае из четырех, и в чувашских деревнях и селах он остается лишь языком общения. Между тем игнорирование языка матери оборачивается огромными потерями для подрастающего поколения. Так, эксперт постоянного Форума ООН по проблемам коренных народов Зинаида Строгальщикова в интервью «Российской газете» напоминает: «Психологи давно отмечают, что творческие люди, оказавшись в чужой языковой среде, не могут творить: писать книги, сочинять музыку, рисовать картины». По словам эксперта, в некоторых странах специально создаются некие «языковые гнезда», то есть открываются детские сады, где воспитатели разговаривают только на том языке, который в данном обществе находится в подавленном состоянии. И все для того, чтобы подрастающее поколение национальных меньшинств могло нормально развиваться. Впрочем, люди моего поколения и без науки знают, что значит обучаться на родном или чужом (в данном случае русском) языке. Я закончил семилетку (тогда были такие школы) в 1956 году. Все предметы (кроме русского и литературы) мы изучали на чувашском языке. Представляю, какие бы знания я получил, если бы с первого класса (тогда в деревне не было детсадов) обучался на русском. Ведь язык – это не просто средство общения. Это еще средство логического мышления, познания. А логический ряд мыслительного процесса чуваша, естественно, значительно отличается, скажем, от такого процесса представителя другого народа. Между тем фундамент познания закладывается уже тогда, когда малыш усваивает первые слова. А основную часть знаний человек получает в возрасте до 13-15 лет. И что стало бы, если бы я пришел в первый класс, в первый класс, а там меня начали обучать на плохо знакомом языке? Сидел бы я в классе и хлопал глазами. И далеко бы продвинулся дальше на таком фундаменте? Ученые и педагоги того времени это понимали прекрасно и не форсировали процесс обучения на русском. Неслучайно среди чувашей моего поколения много выдающихся ученых, писателей, композиторов, художников, инженеров, руководителей, военачальников, партийных и государственных деятелей. Хотя даже среднее образование в те годы получали очень немногие. А трудились и трудятся мои сверстники не только в Канаше, но и далеко за пределами республики. Не понимаю, почему в дискуссиях о языке современные педагоги совершенно не затрагивают эту – главную сторону проблемы. Надо, в конце концов, прямо сказать, что те, кто потворствует апологетам моноязычия в стране, фактически обрекает родной народ на постепенную интеллектуальную деградацию. Целенаправленно или по неведению, из-за своей малообразованности – другой вопрос.
Суд да дело из-за глупости
Но вернемся к началу. Как же получилось, что журналиста, выступившего в защиту родного языка, превратили в экстремиста? Многие считают, что это одно из проявлений целенаправленной политики действующей власти по подавлению возрождающегося национального самосознания малых народов. В качестве примера они приводят сам судебный процесс в Моргаушах. Напомним, суд отказал обвиняемому в конституционном праве объясняться на родном чувашском языке – языке государственном, в республике на бумаге равноправном с русским. По сути это и есть настоящая дискриминация чувашей. И даже больше - игнорирование Конституции Ч Р, следовательно, и Чувашии как субъекта Российской Федерации. Не случайно на прошедшей 23 июля с. г. 14-й сессии Госсовета ЧР 5-го созыва ряд депутатов (И. Моляков, А. Кулагин,) выразили по этому поводу свое возмущение. И все же, я думаю, в данном случае дело обстоит куда проще. Хотя, может, и не прав. Известно, что в некоторых регионах страны экстремизм действительно имеет место быть. И центральная власть создала в правоохранительных органах отделы по борьбе с этим злом. Поскольку она, наша власть, работать точечно, избирательно просто не умеет, а в стране выстроена некая ее вертикаль, такие отделы появились во всех регионах независимо от того, есть в них проявления экстремизма или нет. В Чувашии, разумеется, тоже. И вот представьте. Сидят в органах люди с золотыми погонами, хотя, по сути, в тихой Чувашии им делать нечего. И что? Ежеквартально рапортовать наверх, что у нас все в порядке, нарушений закона нет? А как быть с премиями? С карьерой? Или век служить в капитанах? Нет уж… Вот и стряпает какой-нибудь следователь дело на журналиста. Другой – на мальчишку, который будто бы распространял экстремистские материалы в Интернете. Третий… А суды у нас какие… И заработала система. Одного наказали принудительной работой, другого – сроком, третьего, вспомнив старые времена, возможно, отправят в психушку.
Борцы с экстремизмом порождают…экстремизм?
А в итоге получается, что как раз люди, призванные бороться с экстремизмом, и являются поджигателями таких проявлений в народе. Тот же Моргаушский судебный процесс получил резонанс во всей России и даже за рубежом. С обращением к органам власти и к общественности по этому поводу выступили лучшие люди – известные и заслуженные ученые, писатели, журналисты, художники, юристы, общественные деятели, педагоги, предприниматели, студенты… Да всех не перечислить, под документом более 150 подписей. Отдельное обращение составили 56 чувашей Санкт-Петербурга. «Судебный процесс… напоминает нам, по существу, 1937 год», - пишут они. Продлись процесс еще – подписей стало бы тысячи. Приговор оценили как неправедный правозащитники республики и всей страны. Новость об этом появилась на многих сайтах, в том числе «Союза солидарности с политзаключенными». Антиэкстремистский центр «Сова» разместил информацию о приговоре журналисту под рубрикой «Неправомерный антиэкстремизм». А ведь это только начало. Осужденная сторона заявила, что будет добиваться отмены приговора и дойдет до Европейского суда по правам человека. И все это время накал страстей вокруг приговора Моргаушского суда не будет утихать. А как понять, к примеру, то, что Федеральный арбитражный суд в Нижнем Новгороде увидел нарушение закона о конкуренции в том, что администрация Чебоксар опубликовала объявление о предоставлении земельных участков в чувашской газете «Хыпар»? Зачинатель этого дела – республиканское Управление Федеральной антимонопольной службы. И ведь объяснение-то какое: дескать, газета «Хыпар» распространяется только в сельской местности, потому лучше было бы, если бы объявление печаталось в русскоязычной газете «Чебоксарские новости». Тут вообще нет логики. Да, «Хыпар» выходит на чувашском, но государственном языке, распространяется по всей республике, в том числе - много или мало – и в Чебоксарах. А газета ЧН - сугубо городская. Объявление, между прочим, предназначалось для предпринимателей всей республики. Скажите, после таких случаев откровенного игнорирования права чувашей на использование родного, конституционного языка (а их, повторяю, множество) кто может гарантировать, что в республике когда-нибудь действительно не взойдут ростки подлинного экстремизма? Вот уж прибавится тогда работы этим особым отделам! Но кого на самом деле за это надо будет винить и наказывать?