Пятница, 29.03.2024, 15:24
КОРРУПЦИЯ, ЧУВАШИЯ. ЗА ЗАКОННОСТЬ И ПОРЯДОК
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [42]
Block title
Мир и Политика
Нет коррупции!
Из дневника
[28.12.2019]
Профессионально некомпетентный глава (0)
[14.03.2019]
Коррупция как система: кто набивает карманы и как это остановить (0)
[27.11.2018]
За ваши и наши налоги. Кто кому должен в отношениях российского общества и государства (0)
[29.08.2017]
Почему российские судьи не выносят оправдательных приговоров (0)
[17.08.2017]
Страшные люди, которые нами правят (0)
[13.02.2017]
Как устроена экономика тюремной системы России (0)
[07.12.2016]
Срок за блог. Как защитить право говорить то, что думаешь (0)
[05.12.2016]
Карточный домик. Что архитектура говорит о власти (0)
The moscow-post
Известия
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Ограниченность социалистической идеи
   Давно назревавший кризис советской общественно-экономической системы, неотвратимое приближение которого тщательно  скрывалось политическим руководством СССР,  был,  все-таки, непроизвольно вызван новой генеральной линией партии, именуемой перестройкой.  Задуманная  в качестве решающего средства     оздоровления обездвиженного в партийных тисках советского общества, она дала результат совершенно противоположный ожидавшемуся в виде неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях. Задуманная в качестве средства значительного повышения эффективности управления народным хозяйством страны, которое  (управление) довело производство и экономику в  целом  до  критического  уровня  застойных явлений, она дала начало развалу всего народно-хозяйственного комплекса СССР. Сама по себе перестройка оказалась полностью бессодержательным мероприятием, ограничившимся  пустопорожними призывами к гласности и переходу к некоему новому мышлению. В результате относительно спокойное протекание  процесса  загнивания  и  разложения советского общества сменилось резким его обострением, которое исключило со временем возможность влияния партийного руководства на дальнейшее развитие общественно-экономических процессов в стране.

В таких, весьма неопределенных условиях растаяло без следа существовавшее ранее сплоченное единомыслие советских ученых экономистов, бывших до того убежденными сторонниками соцреализма в экономике. Можно было бы  подумать,  что  все они определили свои нынешние взгляды на основе глубокомысленных научных выводов. Воздержаться  от  такого  предположения   следует, глядя на то, с  какой  злобой  они  швыряют  друг  в  друга увесистые идеологические булыжники, подчинив свою профессиональную деятельность корыстным интересам тех или иных беспринципных политиканов.

Одни экономисты все еще блуждают в поисках высшей справедливости, пытаясь переделить неделимое. Другие, безошибочно  почувствовав  собственную выгоду,  без колебаний  отдали  бывших  советских  трудящихся   на   откуп новоявленным  нуворишам.  C  достойным  лучшего  применения   усердием превозносят они общечеловеческие ценности, которые  представляются  им в виде переполненных прилавков  тамошних  супеpмаpкетов. Их нисколько не смущает то обстоятельство, что еще совсем недавно  все они угодливо, стройным хором и наперебой, спешили обосновать  задним числом  любые  некомпетентные  исторические  решения  высшего политического руководства страны в народно-хозяйственной сфере.

Политика всегда  там,  где  происходят  столкновения  человеческих интересов, которые (столкновения) бессильна разрешить любая естественная  наука,  так как  даже  самая  фундаментальная  из  них  изучает   не   более,   чем столкновения физических объектов материального мира. Выяснить  возможность  приемлемого разрешения многочисленных  противоречий в человеческом обществе должна была бы такая общественная наука как политическая экономия, однако  введение  в псевдонаучный обиход Краткого курса пролетарской политэкономии надолго приостановило ее собственное развитие. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являясь одной из ведущих общественных наук, должна выяснить возможность перехода к более качественной общественной и экономической организации к нашему всеобщему, а не  только пролетарскому удовольствию.

Очевидно, что  незначительная эффективность  советской общественно-экономической системы является  следствием  утверждения   в   стране   впервые победившего   социализма   крайне некачественных   экономических отношений.  Причиной  тому  могут  быть   два   обстоятельства:   либо экономическая теория Маркса является  следствием искаженного  отражения  основных закономерностей общественного бытия, либо имеет место неправильное  ее толкование и соответственное практическое применение.

Прежде,   чем   приступить   к   решающему    испытанию    догматов коммунистической веры, обратимся к  социалистической  идее, являющейся одним из множественных проявлений гуманизма, который, в свою  очередь, представляет собой течение человеческой  мысли,  возникшее  на основе длительного  наблюдения  издавна утвердившейся   в человеческом  обществе  несправедливости.

Социалистическая идея получила свое обоснование  и  развитие  в  теоретических  трудах  и практических    социальных    экспериментах    наиболее видных основоположников     и последователей так называемого утопического социализма. Но и до социалистов были люди, которые считали необходимым, чтобы члены общества, имеющие слишком много, поделились частью своего непомерного  богатства с теми, которые и вовсе ничего не имеют. Однако такое перераспределение, пусть и  в  далеко  не достаточной  мере,  уже осуществлялось отдельными членами общества подачей  милостыни  сидящим на церковной паперти, например, и в  виде  других  индивидуальных  актов  благотворительности.
 
Первым  достижением  в процессе теоретического развития социалистической идеи явилась мысль о  необходимости участия   в   помощи нуждающимся  всем, достаточно для того имущим. Следующий шаг в этом  направлении  сделали социалисты-утописты, потребовавшие,  уже  от  капиталистов, не  только обязательность участия, но и необходимость  обеспечить,  уже  рабочим, определенные человеческие условия существования.  Если  обязательность вместе с необходимостью выражались ими в сослагательном наклонении, то социал-демократы   придали   им   категорическую   форму,   твердо   и недвусмысленно заявив о том, что выполнение выдвигаемых  ими   тpебований не должно зависеть от желания и настpоения капиталистов.

То   есть,   теоретическое   и практическое  развитие   социалистической   идеи, должное выяснить хотя бы принципиальную возможность перехода к более качественной общественной и экономической организации, происходило     в    направлении    организационного совершенствования,  самопроизвольно возникшей   на   определенном    этапе    имущественного    расслоения человеческого общества, добровольной   благотворительности.

Однако всеобщее равенство, экономическое, прежде  всего, явно  не  устраивало значительную и наиболее могущественную часть общества. Капиталисты  не шибко торопились следовать настойчивым призывам социалистов, имея собственное,  более  соответствующее  их   корыстным   интересам, представление о необходимых человеческих условиях  существования для рабочих.  Не испытывая никаких   иллюзий относительно возможности получить в обозримом будущем добровольное согласие капиталистов на выполнение выдвигаемых ими требований, наиболее  настойчивые   из   социалистов   выдвинули коммунистическую идею, которая представляла  собой  попытку преодолеть заметную уже тогда недостаточность идеи социалистической. Эта ее недостаточность озадачила некогда одного из известнейших социалистов-утопистов своего времени, которым являлся Оуэн. Проведя очередной социальный эксперимент, он к своему величайшему огорчению обнаружил, что участвовавшие в его затее рабочие, несмотря ни на что, оставались его рабами.  Такой обескураживающий результат он объяснил себе тем, что еще не создал для своих рабочих необходимые человеческие условия существования. Хотя в действительности причина заключается в том, что оказавшись между капиталистом и  рабочими, он превратился для последних в непосредственный источник материальных благ, чем вполне объясняется существование непреодолимой социальной пропасти между незадачливым экспериментатором и остальными участниками неудачного социального эксперимента. Сохранение значительного социального неравенства свидетельствует не только об ограниченности социалистической идеи, но и ее порочности.

В соответствии с коммунистической идеей  эксплуатируемые и угнетенные, избавившись,  неведомым, правда, образом, от своих угнетателей, самостоятельно построят общество всеобщего благоденствия. Выдвижение коммунистической идеи свидетельствовало о том, что  на этот раз наиболее настойчивая часть социал-демократов одними благостными увещеваниями не ограничится, что и  было  подтверждено дальнейшим ходом событий. Такой, заведомо неприемлемый для капиталистов оборот  обусловил  перерастание глухого неприятия ими  социалистической  идеи  и нескрываемой неприязни   к   социал-демократии   в открытую ненависть к идее коммунистической и в неизбывную вражду ко всем ее  последователям,  которые  не  замедлили ответить со своей стороны полной взаимностью.
Несмотря ни на что, для всех предшественников Маркса необходимость избавления от капиталистов  оказалась неразрешимой задачей. Большей частью последователи коммунистической идеи  ограничивались гневным   обличением   многочисленных    пороков    современного    им капиталистического  общества или  описаниями  умозрительных   построений свободных  от  эксплуатации  и   угнетения   человеческих общностей: «Солнечный город» - Кампанелла, «Утопия» - Т.Мор.  Однако  сам  Маркс, решительность которого оказалась безграничной, предложил использовать для избавления одной части общества  от  другой набор весьма  жестких  способов  -  от  экспроприации  до физической   ликвидации.   С    целью    теоретического    обоснования правомерности подобных действий  он разработал  соответствующую революционную теорию, которой, в ее  более  развитом  виде,  страна  имела несчастье воспользоваться в Октябре 1917 года. Эта псевдонаучная теория оказалась незаменимым практическим руководством к действию для будущих экспроприаторов и ликвидаторов.

Между тем, полная ликвидация капиталистов в  отдельно взятой  стране  исключила  возможность   использования   в советском обществе социалистического распределения. В  результате сплошного обобществления и поголовной коллективизации  оказалось,  что давать надо всем, да и обещано было немеряно,  а вот тех, у которых для этого можно было бы хоть что-нибудь взять, в порыве революционного энтузиазма искоренили вчистую. Социалистическая  идея,  следовательно, не получила в советском обществе никакого  практического  применения.  Использование социалистического распределения в отношении всех членов общества и вовсе не  имеет  никакого  практического смысла, так как сущность социальной политики есть перераспределение некоторой части материальных благ и осуществляется она в отношении  только  тех членов общества, которые   в   социальной   защите   нуждаются, и только за счет достаточно для того имущей части общества.  
Классическим пpимером  наиболее эффективного использования   социалистического    распределения    является пресловутая   шведская   модель гуманного и демокpатического капитализма, представляющая собой как, впрочем, и все иные модели не более, чем социал-демократический тупик. Предпринятая  шведской  социал-демократией  наименее   болезненная попытка решительного продвижения  к  обществу  всеобщего  благоденствия также   оказалась   бесплодной,    обернувшись    потерей    динамизма экономического  развития,   застойными   явлениями   в   производстве, политическим поражением  социал-демократов. Настолько  обескураживающий отрицательный результат объясняется тем, что  социалистическое    распределение является по своей  сути    распределением  внеэкономическим. Его доля в совокупном результате общественного производства имеет    некоторый    предел, одновременно с преодолением которого устраняется положительный субъективный фактор  в  производстве,  так  как  в  этом случае даже капиталист  теряет  всякий личный  интерес  в  дальнейшем развитии  своего  производства.  Дальнейшее   увеличение доли внеэкономического    pаспpеделения заменило бы товарно-денежные отношения тотальным центpализованным pаспpеделением совокупного результата общественного производства, буpжуазную паpламентаpную  демокpатию –   тоталитаpной диктатурой,  экономическое  неpавенство –  неравенством номенклатуpным.   Однако, проявленное шведской социал-демократией здоровое благоразумие  избавило  общество  от подобной незавидной участи,  позволив ему своевременно вернуться к пока еще более приемлемой общественной  и  экономической организации.

Утвердившиеся  в СССР общественно-экономические отношения  явились  результатом неосмотрительной практической материализации неприкаянно бродившего до тех пор по Европе призрака.  Коммунистическая идея, получив  свое  практическое воплощение  в  виде  крайне  некачественной  системы  экономических  и общественных отношений, которыми являются  тотальное  централизованное распределение совокупного результата общественного производства и  всеобъемлющая тоталитарная  власть соответственно,  оказалась полностью несостоятельной. А заманчивые  воображаемые видения бесконфликтного коммунистического общежития обернулись впоследствии загаженными советскими коммуналками и переполненными бараками Гулага.

Социалистическая идея,  возвестив  о  своем  зачатии  звоном  первого, брошенного  в  качестве  подаяния   медного   пятака, получила в дальнейшем свое практическое воплощение  в виде развитой системы социальной защиты.  Будучи доведенной государственным регулированием до наиболее высокоорганизованной  формы благотворительности, социалистическая идея уже полностью себя исчерпала, исключив тем самым для социал-демократии  возможность дальнейшего теоретического и практического продвижения к своей заветной цели в виде общества всеобщего благоденствия.  Энергичная и достаточно результативная некогда деятельность социал-демократов по переустройству общественно-экономических отношений превратилась со временем в вялотекущую и совершенно непродуктивную составляющую мирового общественно-исторического процесса. Это означает, что за социалистическим  распределением в условиях капиталистического общества никакого социализма в качестве самостоятельной общественно-экономической системы нет и быть не может в принципе.

Таким образом, для выяснения возможности перехода к более качественной общественной и экономической организации необходимо преодолеть ограниченность и порочность  социалистической идеи, благоразумно воздержавшись от попыток достижения  заманчивой химеры идеи коммунистической в виде общества всеобщего благоденствия.  
                                                                                                      
                                                                                                 В.Я. Мач



Категория: Мои статьи | Добавил: Антикоррупционер (06.03.2014)
Просмотров: 1399 | Теги: Белоруссия, валентин мач, экономист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Kozhevnikov © 2024
Вход
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:15:24

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Мы в контакте
Радио СВОБОДА
Yandex новости
Статистика
Анализ сайта онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Используются технологии uCoz